Элементы метода бухгалтерского учета

Теория бухгалтерского учета Конспект лекций : Метод бухгалтерского учета и его элементы »методическое обеспечение учебного процесса Страница: 2 элементы метода бухгалтерского учета 12; Для учета кругооборота капитала применяются различные приемы и способы. Совокупность этих приемов и способов представляет собой метод бухгалтерского учета. Каждый отдельный прием или способ является элементом метода бухгалтерского учета. К ним относятся: бухгалтерский баланс, счета и двойная запись, документация инвентаризация, оценка и калькуляция, отчетность. Бухгалтерский баланс является способом обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия по видам, размещению источникам образования в денежном измерителе на определенный момент времени. Он содержит информацию о финансовом положении предприятия. Бухгалтерский счет — это специальный прием, который позволяет осуществлять группировку хозяйственных средств и текущий учет однородных хозяйственных операций. Бухгалтерский счет открывается на каждый элементы метода бухгалтерского учета объект учета: вид хозяйственных средств или их источников, или хозяйственный процесс. Например: для учета наличности открывается специальный счет «Касса», для учета материальных ценностей — счет «Материалы», для учета товарных ценностей — счет «Товары» и т. Совокупность счетов представляет элементы метода бухгалтерского учета систему формирования и сохранения информации, необходимой для принятия управленческих решений. Система двойной записи на счетах основывается на принципе двойственности и состоит в том, что каждая хозяйственная операция должна быть зарегистрирована как минимум дважды: по дебету одного и по кредиту другого счета в одной и той же сумме. Например, из кассы предприятия наличные деньги в сумме 500 руб. Для учета движения наличности должен быть открыт счет «Касса», а для учета средств, хранящихся в банке, — «Расчетный счет». Хозяйственную операцию необходимо зарегистрировать по дебету счета «Расчетный счет» и кредиту счета «Касса» в сумме 500 руб. Документация — это способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета путем их документального оформления. На каждую хозяйственную операцию или группу операций составляют документ, который является материальным носителем первичной учетной элементы метода бухгалтерского учета и служит в дальнейшем основанием для регистрации хозяйственных операций элементы метода бухгалтерского учета счетах. Инвентаризация — проверка фактического наличия имущества и финансовых обязательств предприятия и сопоставление полученных данных с данными бухгалтерских счетов с целью установления достоверности учетных показателей их уточнения в случае выявления расхождений. Она проводится путем пересчета, перемеривания, взвешивания, а также путем сверки расчетов на основании документов. Инвентаризация позволяет установить явления, по тем или иным причинам не зафиксированные на счетах бухгалтерского учета естественная убыль товаров, ошибки при приемке и отпуске материалов, хищения и пр. Оценка — это способ элементы метода бухгалтерского учета имущества предприятия в денежном измерителе путем суммирования фактически произведенных расходов по его приобретению и созданию. Имущество предприятия оценивается и отражается в бухгалтерском учете и отчетности в валюте Российской Федерации — в рублях. Основные средства предприятия отражаются в бухгалтерском учете по полной первоначальной или восстановленной стоимости, а в отчетности — по остаточной стоимости; сырье, материалы — по фактической себестоимости; готовая продукция — по фактической или нормативной плановой себестоимости; товары на предприятиях торговли, снабжения и сбыта отражаются по розничным продажным или покупным ценам. Калькуляция представляет собой способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Бухгалтерская отчетность является завершающим элементы метода бухгалтерского учета учетного процесса и представляет собой совокупность показателей учета за определенный период. В ней отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение элементы метода бухгалтерского учета, результаты хозяйственной деятельности за отчетный элементы метода бухгалтерского учета квартал, год. Она включает бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах их использовании, а также дополняется другими отчетными данными с пояснениями в соответствии с требованиями стандартов бухгалтерского учета. Понятие о бухгалтерском балансе, его структура и содержание. Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций. Одной из функций бухгалтерского учета является предоставление пользователям информации о финансовом положении предприятия. Важнейшим источником информации о финансовом положении предприятия является бухгалтерский баланс. В бухгалтерском учете способ балансового обобщения используется для группировки информации об объектах учета в стоимостном выражении. Внешне бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая состоит из двух частей: одна называется активом, другая пассивом. С помощью бухгалтерского баланса хозяйственные средства предприятия группируются, с одной стороны в активепо видам и размещению, с другой стороны в пассивепо источникам формирования и целевому назначению. Актив и пассив баланса состоят из отдельных статей. Статья баланса представляет собой отдельное наименование объектов имущества хозяйственных средств или его источников обязательств и капитала. Статьи, размещенные в активе, называются активными, а в пассиве — пассивными. Конечные итоги актива и пассива баланса называются валютой баланса. Система отражения экономической информации в бухгалтерском учете изначально строится на предпосылке: для того чтобы действовать, предприятию нужны средства экономические ресурсы. Эти средства должны быть представлены их собственником. Вкладываемая собственность становится экономическими ресурсами предприятия. Собственность предстает в двух видах: 1 капитал уставный фондкоторый вносится собственниками предприятия — это собственность учредителей организации; 2 элементы метода бухгалтерского учета и задолженность — собственность кредитор предприятия. По принятой в бухгалтерском учете терминологии: · экономические ресурсы — это активы, · задолженности и капитал — пассивы. Активы элементы метода бухгалтерского учета пассивы всегда будут равны друг другу независимо от количества проведенных операций. Могут меняться размеры активов, капитала и задолженности, но равенство активов и пассивов будет сохраняться всегда. Активы — э кономические ресурсы, которыми предприятие владеет и от которых ожидает получить выгоду в будущем, используя их в своей деятельности. Активы предприятия включают: здания, оборудование, запасы товаров, транспортные средства, причитающиеся фирме выплаты задолженность клиентов или счета дебиторовсчета в банке, наличные деньги. Активы элементы метода бухгалтерского учета отвечать двум требованиям: 1 находиться во владении предприятия; 2 иметь денежное выражение. Видов активов на предприятии очень много. Как же бухгалтер учитывает в ежедневной практике все их? Однотипные виды активов группируются по принятым в учете категориям. Например, монеты, банкноты, находящиеся в наличии у предприятия, группируются в активе «Касса». Задолженность или обязательства предприятия складывается из: · денег, которые предприятие должно за поставленные ему товары; · затрат, произведенных в интересах предприятия; · заемных средств, предоставленных предприятию в пользование. Задолженность, как и долги, — это требование, признаваемое законодательно. То есть закон дает предприятию-кредитору право требовать возмещения долгов, и в соответствии с законом предприятие-кредитор может принудить предприятие-должника продать свои активы для погашения долга. В этом случае кредиторы имеют преимущественное право вернуть свои деньги полностью, прежде чем что-то получит владелец предприятия-должника, даже если тому придется продать все свои активы. Капитал — это собственность, вкладываемая в дело. Этот вклад может быть в виде денег, оборудования и т. Предприниматель или акционер предприятия является владельцем своего предприятия, поэтому все активы представляют его собственность. Собственный капитал представляет собой остаточный интерес инвесторов собственников в активах предприятия после вычитания пассивов. Инвесторы собственники в отличие от кредиторов обладают лишь правом остаточного иска, то есть объектом их исков могут быть все средства, остающиеся после платежей по обязательствам предприятия. Из вышеизложенного следует, что все активы предприятия могут быть востребованы либо кредиторами, либо его владельцами. А поскольку общая сумма претензий собственников и кредиторов не может превышать сумму имеющихся активов, то из этого вытекает равенство актива и пассива. Статьи актива S в тыс. Изменение +; - S в тыс. Статьи пассива S в тыс. Изменение +; - S в тыс. Основные средства 100,0 100,0 1. Уставный капитал 134,0 +2 2 136,0 2. Незавер-шенное стро-ительство 20,0 20,0 2. Прибыль 20,0 -2 2 18,0 3. Задолжен-ность по оплате труда 4,0 4,0 4. Касса 0,5 +4 1 ; -1,5 4 3 4. Кредиторская задолженность 2,5 -1,5 4 1,0 Окончание табл. Расчетный счет 14 -4 1 10 5. Задолжен-ность по ссудам банка 1,4 1,4 6. Дебиторы должники 3,4 3,4 6. Задолжен-ность поставщикам 6,0 +3 3 9,0 7. Товары +3 3 3 ИТОГО 167,9 +1,5 169,4 ИТОГО 167,9 +1,5 169,4 Статьи актива баланса сгруппированы в два раздела: «Внеоборотные активы», «Оборотные активы». Характерной особенностью действующей структуры актива баланса является расположение его разделов и статей в каждом разделе в строго определенной последовательности — в зависимости от степени их ликвидности. Вначале идут наименее ликвидные статьи баланса, объединенные в раздел "Внеоборотные активы": основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения и др. Раздел II "Оборотные активы" включает статьи: производственные запасы, готовая продукция, товары, денежные средства в кассе, на расчетном и валютном счетах, краткосрочные финансовые вложения и прочие денежные средства. Статьи пассива баланса сгруппированы в три раздела: «Капитал и резервы», «Долгосрочные пассивы», «Краткосрочные элементы метода бухгалтерского учета. Статьи третьего раздела характеризуют собственный капитал уставный, добавочный, резервный, нераспределенную элементы метода бухгалтерского учета и др. Статьи четвертого элементы метода бухгалтерского учета пассива характеризуют заемный капитал, долгосрочные обязательства предприятия долгосрочные кредиты и займыпятый раздел — это краткосрочные обязательства краткосрочные кредиты, займы, кредиторская задолженность. В балансе предприятий США статьи актива и пассива расположены в противоположной последовательности, то есть в активе сначала приводятся более ликвидные статьи текущие активызатем менее ликвидные недвижимость, зданияа в пассиве сначала показываются краткосрочные обязательства текущие пассивыа затем долгосрочные обязательства и собственный капитал.

См. также