Функционализм в интерьере научная статья

С опорой на разработки в области теоретических функционализм в интерьере научная статья автор выводит характерные черты концептуального мышления, определяются основные типы концептуального мышления в архитектуре и дизайне на современном этапе. Научная статья по специальности " Философия" из научного журнала "Академический вестник УралНИИпроект РААСН", Быстрова Татьяна Юрьевна Похожие темы научных работ Быстрова Татьяна Юрьевна, Zumthor Peter Мухин Андрей Сергеевич Григорьев Андрей Дмитриевич Быстрова Татьяна Юрьевна, Zumthor Peter Мухин Андрей Сергеевич Григорьев Андрей Дмитриевич Ларина Оксана Владимировна Балюта Полина Андреевна Текст научной работы на тему "Спецификапроектных концепцийв архитектуре и дизайне". Специфика проектных концепций в архитектуре и дизайне Статья посвящена анализу понятия «концепция» в контексте проектного мышления в архитектуре и дизайне, в том числе в сравнении с научной концепцией. С опорой на разработки в области теоретических концепций автор выводит характерные черты концептуального мышления, определяются основные типы концептуального мышления в архитектуре и дизайне на современном этапе. Ключевые слова: концепция, ценностно-мировоззренческие установки, проектное мышление в архитектуре и дизайне, типы концептуального мышления. SPECIFICITY OF DESIGN CONCEPTS IN ARCHITECTURE AND DESIGN The article is devoted the analysis of concept«concept»in a context of design thinking in architecture and design, including in comparison with the scientific concept. The author defines characteristicfeatures ofconceptual thinking and the basic types of conceptual thinking in architecture and design at the present stage. Keywords: Conception, value and world-viewing guidelines, project thinking in architecture and design, types ofconceptual thinking. Объекты концептуальной архитектуры и дизайна видятся в этой связи не столько более дорогостоящими или «заумными», сколько полно и адекватно отвечающими конкретным запросам — человека, места, коммуникативного или брендингового проекта и т. При этом нужно изначально понимать разницу мышления теоретиков и практиков. Для первых концепция — основание и стержень формирования последующего развернутого текста или речевого высказывания. Для вторых — основа формообразования, происходящего уже не в идеальной сфере, а в реальности. Архитектор или дизайнер работают как бы в двух «мирах» — идеально-духовном и материально-предметном: концепция воплощается в адекватной ей материальной форме, тогда как теоретик не покидает пространства мысли. Сказанное требует уточнения специфики концептуального мышления в проектных видах деятельности. Тем более что понятие «концепция», часто звучащее в коммен- тариях к архитектурно-дизаинерскому процессу, тем функционализм в интерьере научная статья менее, недостаточно осмыслено в теории. Его разработке посвящена данная статья. Представители прикладных гуманитарных дисциплин, наиболее близких к теории архитектуры и дизайна, данное понятие определяют следующим образом: «Концепция лат. Как видим, здесь ничего не говорится о возможном переводе концептуального знания в предметные формы. Зато подчеркивается, что концепция репрезентирует некую идею или установку, а также предполагает процесс их реализации. Следовательно, в первом приближении концепция в проектной деятельности может быть определена как система взглядов архитектора или дизайнера на практическую и репрезентативную реализацию его проектной установки. Если, согласно определению ИКСИД, дизайн представляет собой формотворческую деятельность, можно предположить, что эта реализация будет происходить в предметной форме. Нечто подобное имеет место © Быстрова Анализ словоупотребления термина в практических архитектурных текстах Формулировки практиков, хотя и показательны, но зачастую не отвечают требованиям, предъявляемым к теоретическим определениям. С правовой точки зрения, архитектурная концепция вместе с правоустанавливающими документами и официальным запросом на разрешение строительства объекта подается в КГиА на предмет получения разрешительного письма для проведения проектно-изыскательских работ на данном участке пятне. В этой дефиниции признается существенная роль концепции в процессе становления представлений о будущем архитектурном объекте, но сама она никак, кроме почти поэтической «отправной точки», не определяется. Несколько ниже авторы косвенно дают понять, что результатом или подтверждением ее разработки является некий альбом. Но как это происходит? Что включает или должна включать в себя концепция, чтобы реализовать подобные цели? Этих ответов определение в себе не содержит. Еще одна версия трактует концепцию как первый, главным образом, информационный этап архитектурного проекта: «Концепция — это совокупность информационных материалов и оформленных требований, которые позволяют произвести оценку направления движения проекта и сформировать четкие требования к дальнейшему проектированию. Наконец, еще в одном тексте архитектурная концепция приравнивается к архитектурно-градостроительному предпроектному решению, притом подчеркивается ее регламентирующий — т. В состав регламентного буклета входит: пояснительная записка, технико-экономические показатели, ситуационный план, генеральный план и благоустройство, а также планы, фасады, разрезы по зданию, цветовые решения, развертки и фотомонтаж проектируемого здания в уже существующую застройку. На этой стадии определяется конструкция, план, этажность, материалы, техобору-дование и архитектура проектируемого объекта. Буклет утверждается заказчиком и проходит ряд согласований. В силу постоянно меняющихся жизненных обстоятельств, обычно недостаточно только создать проект интересного объекта на отведенном для этой цели участке земли. Было бы нелишним определить статус земли и его соответствие инвестиционным замыслам»2. В этой версии упоминается состав элементов или этапов архитектурного проектирования, а также разнообразные функционализм в интерьере научная статья архитектурного проекта, от «жизненных обстоятельств» до инвестиционных замыслов. Недоказанное отождествление архитектурной концепции и архитектурно-градостроительного решения весьма проблематично. Кроме того, мы видим, что сама концепция определяется не как продукт, а как «стадия проектных работ», не имеющая специфических качественных отличий. Теоретическое рассмотрение представлений об архитектурных концепциях у Раппапорта Несмотря на обширную представленность термина «концепция» в названиях, к примеру, функционализм в интерьере научная статья диссертаций по теории архитектуры, специального его рассмотрения у большинства авторов нет. Наиболее полно и подробно о нем говорит Он выделяет 4 группы концепций сообразно использованию определенных средств и методов проектирования в архитектуре. Согласно ему, первые три группы концепций относятся к практической и теоретической мысли и творчеству в равной степени и предлагают как теоретические, так и практические средства и методы. Кроме того, в классификации присутствует хронологическая составляющая. Сюда относятся все предложения по восстановлению в практике и теории уже ранее сложившихся архитектурных систем, стилей и методов. Это, прежде всего, классицизм во всех его национальных исторических формах. Отромантического неоклассицизма конца XVIII — середины XIX века, до классицизма имперских стилей в нацистской Германии и СССР. Сюда же относятся и эклектика историзм XIX века и Ривайвализмы ХУШ—Х1Х века, в том функционализм в интерьере научная статья неоготика, стиль рюс, неоренессанс и т. Наиболее поздним из вариантов этого направления стал иронический постмодернизм с его театрализованной игрой. Рап-папорт, и уже из этого перечисления возникает вопрос об отличии концепций от стилей, с одной стороны, и от функционализм в интерьере научная статья художественного мышления, с другой. Раппапорта, вторая группа включает в себя «идеи и концепции, порывающие с исторической традицией и прокладывающие принципиально новые пути архитектуры» речь уже как будто идет о типах функционализм в интерьере научная статья мышления, по-разному относящегося к новым формам. В перечне присутствуют: стиль модерн либерти, арнуво в Европе начала XX в. Лооса, поздний модерн, а также направления в промышленной архитектуре Главным явлением называется функционализм или международный стиль современной архитектуры, от советского конструктивизма и Баухауза до позднего модернизма и хай-тека. К числу характеристик концепций автор относит: культ геометрии, культ машины, органический пластицизм, утопический идеализм, индустриализм и т. Как видим, концепциями здесь называются и определенная выразительность пластицизми идейно-мировоззренческие установки утопический идеализм, культ машиныи типологическая область проектирования промышленная архитектура. В целом две первых группы не раз выделялись и противопоставлялись под другими заголовками, т. Он отмечает, что к важным свойствам средового подхода относится возрождение внимания к исторической архитектуре, но не для заимствования ее формального языка, а лишь для учета исторической застройки в смысловой организации новых сооружений. Как видим, термин «концепция» функционализм в интерьере научная статья этом перечне перестает звучать, а критерии оценки архитектуры уходят в сторону стилеобразования. Между тем стиль как функционализм в интерьере научная статья феномен и концепция как продукт интеллектуальной и функционализм в интерьере научная статья деятельности не только находятся в разных плоскостях, но и «требуют» разной степени опредмеченности, конкретности. Уточняя написанное данным автором, можно сказать, что третью группу в его типологии архитектурных концепций составляют направления, признающие при проектировании необходимость учета контекста который может быть либо средовым, либо историческим и внешней детерминации архитектурного объекта. Здесь архитектор перестает быть художником, если связывать с искусством стремление к творческому самовыражению. Одновременно эти концепции оказываются ближе архитектурному мейнстриму, т. Параллельно с перечнем характеристик этой группы возникает вопрос о том, может ли концепция строиться исключительно на отрицании например, стилевых требованийведь оно само по себе не требует интеллектуальных и оценочных усилий. Четвертая группа «идей — но не проектов» Раппапорт найдена автором в совершенно иной плоскости — исторической и методологической интерпретации архитектуры и архитектурного мышления. «Все концепции этой группы имеют принципиально межпредметный, междисциплинарный характер и ориентированы они на организацию и управление в процессах подготовки и принятия решений, касающихся больших или малых проектных проблем. В связи с этим вопросы формообразования в этих концепциях практически не выделяются, а проблемы образного композиционного своеобразия, равно как ансамблевого единства рассматриваются на обобщенном, не доходящем до конкретных архитектурных форм уровне». По сути, в дальнейшем речь идет о семиотическом подходе и герменевтике, возникающих в культуре постмодерна. Представляется, что автор указывает, скорее, варианты интерпретации наличных объектов архитектуры, что является прерогативой искусствоведов, а не проектировщиков. В целом деление Раппапорта не выглядит удобным к использованию другими авторами, а также доказывает, что критерии для типологии концепций в архитектуре могут и должны быть различными. Нам же остается идти классическим путем сравнительного анализа, сопоставляя теоретическую научную и архитектурную либо дизайнерскую концепцию, относя ту и другую к продуктам проектного мышления и не делая пока дополнительных отличий между ними. Теоретико-методологический анализ понятия «концепция» Как самостоятельный интеллектуальный продукт, концепция «расположена» между парадигмой как всеобще значимым и принятым на данном этапе сводом правил и норм мышления — индивидуальным авторским замыслом; она системна, т. Системнее всего концептуальное мышление в сер. Тулмина, в свою очередь ссылающегося на Дж. Для них важна связь познавательных и мыслительных принципов естественных наук с «общими доктринами». Такое соотнесение обеспечивает неслучайность исследовательских ходов, а также дает возможность самооценки. Ученый видит результаты своей работы связанными с общенаучными процессами, с динамикой, осуществляемой всем научным сообществом на данном этапе. Эти общие принципы и есть концепции. При такой интерпретации становится понятным присутствие в термине приставки соп- означающей собирание, соединение. Разрозненные опыты, наблюдения и эксперименты обретают смысл в соотнесении с общенаучным видением объектов изучения. В противном случае ученому грозит уход в ненужное, случайное, неактуальное знание. Помимо прочего, функционализм в интерьере научная статья соотносит его индивидуальный поиск с действиями научного сообщества в целом. Еще один важный момент связан с повышением степени отрефлек-сированности решения в частности, проектногопонимании того, откуда и почему берутся основания концептуальных идей. «Концепция вводит в дисциплинарные дискурсы необязательно эксплицируемые в них онтологические, гносеологические, методологические и особенно эпистемологические допущения. Ценностные и методологические допущения, первоначально интуитивно находимые автором, благодаря наличию концепции: а становятся менее субъективными, связываются с общенаучными, общетеоретическими подходами;б выводят решение на качественно иной уровень, лишая его сугубо практической «узости», которая сама по себе не хороша и не плоха, но — в силу привязки к конкретным реалиям — может быть лишена рациональной последовательности, связи с закономерностями проектного процесса и т. Вместе с тем авторы отмечают, что отождествление концепции и «строгой» теории неправомерно: концепция гибче, «мягче», в ней не все может быть систематически проговорено. Это качество почти автоматически делает концептуальный уровень мышления адекватным проектной деятельности, но в теории архитектуры об этом практически не говорится. В силу своей связи с ценностно-мировоззренческими установками концепция имеет выраженное личностное начало и глубоко связана с убеждениями проектировщика. Смена исходной концепции, по Дж. Тулмину, — наиболее радикальный процесс из всех, которые может испытывать человек. Задаваясь вопросом об ее источниках, Тулмин признает роль «бессознательных» предпосылок. Они глубинны, не всегда осознаются автором, но имеют решающее значение. При этом автор не оказывается в плену у собственного бессознательного, т. Тулмин признает за ним возможность и право «отбора» наилучшей идеи из числа многих пришедших. Критерии отбора, по мнению Тулмина, связаны с социальным контекстом теоретической работы. Итак, после изучения теоретических взглядов на концепцию как таковую в архитектуре и дизайне ей можно предписать следующие характеристики: 1 концепция обеспечивает единство замысла; 2 концепция обеспечивает единство замысла и путей его реализации; 3 концепция обеспечивает логическую связь подбираемых автором элементов ее оформления или реализации; 4 концепция всегда шире и емче вариантов своей реализации — концептов; 5 концепция не только выражает в концентрированной форме идею конкретизирует идеологические, ценностные, мировоззренческие установки творцано и определяет релевантные области применения основной идеи проекта; 6 концепция определяет этапы реализации проекта; 7 концепция — оригинальна, т. Уровни проявления проектности в архитектуре и дизайне: место формирования концептуального мышления Подходы к проектному мышлению, спроецированные на архитектуру или дизайн Уровни проявления профессионального мышления Продукт Цель Деятельностный: проектирование как особый тип мышления конц Метатеоретический и мировоззренческий эпту- Методология проектной деятельности и ценностно-мировоззренческие установки Постижение существенных законов и характеристик проектируемого объекта аль Творческий: мыш; проектирование как создание нового ное юние Теоретический Методика проектирования Выявление закономерностей; поиск мыслительных инструментов проектирования Субстанциальный: проектирование как «место» Сугубо практический Алгоритм или проектное действие Сбор данных, накопление опыта как их совокупности Концепция архитектора или дизайнера соотносится с ценностными основаниями его деятельности. Соответственно, проект, не имеющий такого отнесения, заведомо не концептуален. В итоге получаем следующую систему: Мировоззрение проектировщика Концепция творчества Концепция проекта Методы проектирования Проект гибкой, развиваться, видоизменяться; 9 на концепцию влияет не только парадигма мышления на данном этапе внешние факторыно и бессознательное, не осознаваемое автором внутренние факторы ; 10 концепция, даже будучи авторской, подразумевает наличие связи с общетеоретическими или общедисциплинарными установками, т. Концептуальный проект возвращается к своей главной миссии — созданию гармоничной предметно-пространственной среды жизни людей на конкретно-историческом этапе развития цивилизации. С помощью таблицы 1 можно определить место концепции в проектно-творческой деятельности — как переходного звена от мировоззренческого к творческому уровню. В свою очередь, концепция определяет выбор формообразующих приемов, методик, алгоритмов в практическом проектировании и реализации проекта. Концепция формообразования требует своего «перевода» в практический, предметно-оформленный план, поэтому сопровождается эскизами, прорисовками и т. Они — функционализм в интерьере научная статья средства выражения и оформления концепции, с которыми ее нельзя отождествлять. Обозначение ценностно-концептуальных оснований проектирования позволяет классифицировать объекты функционализм в интерьере научная статья жесткой привязки к хронологии, Рисунок 1. Фото автора Рисунок 2. Murcutt's Marika Alderton House. С учетом доминирующей ориентации проектного мышления XXI в. Это мышление, не свободное от стандарта, часто развивается в сторону декоративизма — из стремления автора любой ценой соответствовать традиции. Примером может служить функционализм в интерьере научная статья Анголы на EXPO 2010 в Шанхае, где вместо пальмовых листьев использованы имитирующие их облицовочные поверхности. Вместе с тем в современных условиях оно необходимо при разработке концепций региональной архитектуры. Архитектор Гленн Маркатт, лауреат Притцкеровской премии 2002, выходя из спора между поздним модернизмом и постмодерном, проектирует малобюджетные семейные дома для аборигенов Австралии, к тому же рассчитанные на экстремальные погодные условия. Отход от традиционалистского типа концептуального проектного мышления знаменует преодоление трактовки архитектуры как чисто художественной деятельности, обусловленной каноном и традицией: Сааринен; функционализм в интерьере научная статья — В последние 5—7 лет в том, что касается исходных установок, материалов, внешней формы и т. Это чаще всего вариант рационального, возможно, утилитаристского подхода. На научном фестивале в Эдинбурге была продемонстрирована разработка группы ученых из Хартфордширского университета — кубический дом 3 х 3 х 3 м. Руководитель группы, доктор Майк Пейдж Mike Page поставил задачу сделать дом в пределах этих размеров, который имел бы минимальное функционализм в интерьере научная статья на окружающую среду, и где мог бы со всеми привычными удобствами жить один или, максимум, два близких человека. Построенная жилая мини-единица не только полностью обеспечивает себя энергией, но и вырабатывает ее сверх собственных нужд. Архитектура дома крайне проста, но его интерьер представляет собой детально разработанную систему, где учтен каждый сантиметр, в результате чего жилье не только высокотехнолигично, но комфортабельно, функционализм в интерьере научная статья обладает всеми необходимыми функциями. В интерьере три уровня, и пространство развивается здесь по вертикали. В центре дома лестница, она же система хранения. На нижнем уровне находится миниатюрная гостиная, она же столовая и кабинет. Стол крепится к пазу в стене дома, который позволяет ему перемещаться, и поэтому здесь можно обедать вдвоем. На среднем уровне расположены кухня и санузел. Кухня полностью оборудована, а санузел, хоть и лишен дверей, зато имеет полноценную душевую кабину. Верхний уровень целиком используется как спальное место. На односкатной крыше установлены солнечные батареи, вода нагревается с помощью сплит-системы, которая отвечает и за отопление. Доктор Майк Пейдж говорит, что в попытке еще одного решения проблемы изменения климата функционализм в интерьере научная статья столкнулись не только с технологическими, ноис психологическим проблемами, от которых будет также многое зависеть, и его как профессора психологии интересует, прежде всего,человечес-кое восприятие такого высокотехнологичного, но очень маленького пространства функционализм в интерьере научная статья жизни. Это касается как процесса, так и результата. Размывание границ проектирования в связи с по- явлением семиотических трактовок. Одновременно происходит рост концептуализации, как в связи с функционализм в интерьере научная статья «разъяснения» архитектуры и дизайна, так и по причине усиления внимания к имиджевому и маркетинговому потенциалу объектов; — информационный и постин-формационный тип концептуального функционализм в интерьере научная статья мышления связан с появлением так называемого «сетевого» общества, визуализацией все функционализм в интерьере научная статья сторон жизни, эмоционализацией как реакцией на монотонность и стресс, использованием ЗО-моделирования, параметрического проектирования и новейших материалов. Как следствие, возникает эффект «дематериализации» формы, интерактивность, знаменуя собой разрыв с классикой 3. Чем больше архитектурное и городское пространство подвергается управлению медиа, функционализм в интерьере научная статья больше оно становится кинематическим и подвижным. С одной стороны, человеческие тела — примитивные механизмы, перерабатывающие воздух и воду, с другой стороны, существует еще один вид тела, поглощающего информационные потоки и соединенного с миром через медиа. В концепциях этого периода можно отметить; влияние синергетики и теории фракталов, размывание физических границ архитектурного объекта, появление зданий-экранов, приспособленных для того, чтобы на них проецировалось изображение, «параморфы», «жидкая архитектура», «дигитальная архитектура». Установка на текучесть и техницизм довольно быстро, можно сказать, на наших глазах, сменяется следующим этапом тяготения к предельной простоте и естественности форм, одновременно несущих глубокую метафизичность. Это — следствие осознания того, что «жилье, потребление, работа и передвижение не являются единственными стандартизированными образцами поведения, а соотносятся с единственными в своем роде переживаниями, которые требуют таких же единственных в своем роде форм и пространств» Феномен «нелинейной архитектуры» исследован в достаточной мере, нам важнее выявить логику формирования и смены архитектурных концепций. Подобно тому, как отдельный человек повторяет в своем развитии процесс духовного развития человечества в целом, отдельный дизайнер, особенно получающий образование, «проходит» через усвоение всех типов эстетического сознания. И сегодня могут работать авторы с доминирующим классическим эстетическим сознанием — равно как и аудитория, ждущая их продуктов. Реакция на идеологию нелинейной архитектуры уже происходит, хотя идеологически еще в функционализм в интерьере научная статья мере не проговорена. Метафизичность, аскетизм, экология, целостность — вот концепты, актуальные для сегодняшних архитектуры и дизайна. Заключение Уточнение границ понятия «концепция» позволяет, с одной стороны, четче определять качественные критерии функционализм в интерьере научная статья продукта проектной деятельности, с другой стороны, дает основание для классификации подходов современных архитекторов и дизайнеров. Список использованной литературы 1 Бычков Концептуальные революции в науке. Быстрова Татьяна Юрьевна "Спецификапроектных функционализм в интерьере научная статья архитектуре и дизайне" Академический вестник УралНИИпроект РААСН 2011. Быстрова Татьяна Юрьевна 2011. Спецификапроектных концепцийв архитектуре и дизайне. }} Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий. Быстрова Татьяна Юрьевна "Спецификапроектных концепцийв архитектуре и дизайне" Академический вестник УралНИИпроект РААСН 2011. Быстрова Татьяна Юрьевна 2011. Спецификапроектных концепцийв архитектуре и дизайне.

См. также